На экраны кинотеатров вышел российский фильм-катастрофа «Экипаж». В роли прославленного летчика — Данила Козловский. Неуживчивого [...]
Мелодрама в советском кино
Опубликовано 22 Май, 2014Рубрики: История кинематографа | Прокомментировать
Советское кино в течение своей истории с презрением смотрело на традиционную систему жанров, а тем более на систему киножанров. Это объясняется тем, что к ХХ веку система жанров сложилась так, что ее основой стала жизнь частного человека. Для советской культуры человек являлся социальной единицей – частью классового коллектива, двигающего историю. Если авантюрный жанр мог без особого труда приспособиться к сюжетам классовых исторических битв, если классической пасторали удавалось неожиданно легко накладываться на фольклорно-обрядовые игры в «колхозной» комедии, если детектив мог стать действенным средством разоблачения социального врага, то отношение к мелодраме оставалось идейно непримиримым.
В свое время мелодрама в советском кино возникла как жанр, зарожденный только буржуазной эпохой. Мелодрама должна была отображать частный опыт частного человека, который безоговорочно и решительно отменяла советская система. Интерес аудитории к этому жанру и обращение к нему художников, одни считали свидетельством невоспитанности вкуса, а другие пытались подражать этому дурного вкусу.
Мелодрама беспощадно третировалась и в 1920-е, и в 1950-е, и в 1960-е годы. Только благодаря пристрастию стремительно стареющего, слезливого и чувствительного генсека была спасена не только картина «Калина красная», Василия Шукшина (1974), но Госпремию РСФСР получила Искра Бабич, которая еще вначале 1960-х была отстранена от режиссуры от пристрастия к этому жанру. Из-за отрицания жанра мелодрамы ощущалась неоднозначность и сложность его положения в советском кино, поскольку, чем сложнее его было воплотить на отечественной почве, тем острее чувствовалось его присутствие.
В начале 1980-х годов дебютант Владимир Меньшов попытался освоить «чистый» жанр, и его фильм «Москва слезам не верит» получил самую крупную и престижную кинематографическую награду Американской коноакадемии «Оскар». Этот фильм продемонстрировал онтологическую общность голливудской идеологии с советской.
Следует отметить, что мелодрамы, по-разному третировавшиеся в советские времена, содержали в себе те необходимые результаты анализа коммунистической действительности, на которые нужно обращать внимание. Стремление осознать место и роль мелодрамы в иерархии художественных ценностей эпохи, может предоставить намного более понятный материал для далеко идущих социально-культурных выводов, чем другие фундаментальные исследования, оперирующие фактами и цифрами.
Нет комментариев к теме
“Мелодрама в советском кино”
Leave a comment