Мелодрама в советском кино

Опубликовано 22 Май, 2014
Рубрики: История кинематографа | Прокомментировать

o-bednom-gusare1Советское кино в течение своей истории с презрением смотрело на традиционную систему жанров, а тем более на систему киножанров. Это объясняется тем, что к ХХ веку система жанров сложилась так, что ее основой стала жизнь частного человека. Для советской культуры человек являлся социальной единицей – частью  классового коллектива, двигающего историю. Если авантюрный жанр мог без особого труда приспособиться к сюжетам классовых исторических битв, если классической  пасторали удавалось неожиданно легко накладываться на фольклорно-обрядовые игры в «колхозной» комедии, если  детектив мог стать действенным средством разоблачения социального врага, то отношение к мелодраме оставалось идейно непримиримым.

В свое время мелодрама в советском кино возникла как жанр, зарожденный только буржуазной эпохой. Мелодрама должна была отображать частный опыт частного человека, который безоговорочно и решительно отменяла советская система. Интерес аудитории к этому жанру и  обращение к нему художников, одни  считали свидетельством невоспитанности вкуса, а другие пытались  подражать этому дурного вкусу.

Мелодрама беспощадно третировалась  и в 1920-е, и в 1950-е, и в 1960-е годы. Только благодаря пристрастию стремительно стареющего, слезливого и чувствительного генсека  была спасена не только картина «Калина красная», Василия Шукшина (1974), но Госпремию  РСФСР получила Искра Бабич, которая еще вначале 1960-х была  отстранена от режиссуры от пристрастия к этому жанру. Из-за отрицания жанра мелодрамы ощущалась неоднозначность и сложность его положения в   советском кино, поскольку,  чем сложнее его было воплотить на отечественной почве, тем острее  чувствовалось его присутствие.

В начале 1980-х годов дебютант Владимир Меньшов попытался освоить «чистый» жанр, и его фильм «Москва слезам не верит»  получил самую крупную и  престижную кинематографическую награду Американской коноакадемии «Оскар».  Этот  фильм продемонстрировал онтологическую общность голливудской идеологии с советской.

Следует отметить, что мелодрамы, по-разному третировавшиеся в советские времена, содержали в себе те необходимые результаты анализа коммунистической действительности, на которые нужно обращать внимание. Стремление осознать  место и роль мелодрамы в   иерархии художественных ценностей эпохи, может предоставить намного более понятный материал для далеко идущих социально-культурных выводов, чем другие фундаментальные исследования, оперирующие фактами и цифрами.

  1. Нет комментариев к теме
    “Мелодрама в советском кино”



  2. Leave a comment