На экраны кинотеатров вышел российский фильм-катастрофа «Экипаж». В роли прославленного летчика — Данила Козловский. Неуживчивого [...]
История операторского мастерства
Опубликовано 22 Февраль, 2014Рубрики: История кинематографа | Прокомментировать
В кино и на телевидении нет ненужных профессий, все они интересные. Одной из основных профессий теле-, кино- и видеоискусства является профессия оператора. Именно оператор создает окончательную зрительную форму телепередачи, репортажа, фильма, сериала, клипа, рекламного ролика и т.д. История операторского мастерства началась 28 декабря 1895 года в парижском подвале «Гран кафе», в котором братья Огюст и Луи Люмьер показали первый публичный платный киносеанс.
На этом показе они использовали аппарат под названием «кинетоскоп», это было доработанное изобретение американца Томаса Алвы Эдисона. Киносеанс прошел с большим успехом. После этого братья Люмьер научили работать с кинетоскопом несколько человек, и отправили их по разным странам. Так возникла первая кинематографическая профессия – кинооператор. Безусловно, кинооператора нельзя назвать самой первой и главной фигурой в съемочном процессе, поскольку замысел картины все-таки исходит от режиссера, актерская игра – от актеров, но без операторского мастерства все эти усилия стать напрасными. Кроме того, только оператор может сделать фильм шедевром.
Человеку, желающему стать оператором, необходимо знать фамилии людей, вошедших в русскую историю операторского мастерства: А.Д.Головни, А.Н.Москвина, А.А. Левицкого, Э.К. Тисе («Броненосец Потемкин»). Также важно познакомиться с работами представителей следующих поколений русской операторской школы – Вадима Юсова («Андрей Рублев», «Иваново детство», «Солярис»), Павла Лебешева (Сибирский цирюльник», «Раба любви»), и других операторов, которые благодаря своему таланту стали полноправными соавторами кинолент. В итальянском кино знаменитым стало имя Виттори Стораро («Апокалипсис сегодня», «Последнее танго в Париже»), в американском кино — имя Грега Толэнда («Гражданин Кейн», «Гроздья гнева» и др.).
Картина имеет успех только тогда, когда в ней в тандеме работают режиссер и сценарист, актер и режиссер, композитор и художник. Но, особенно, важен тандем режиссера и оператора. Следует отметить такие тандемы: Федерико Феллини и Джузеппе Ротунно, Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ, Ингмар Бергман и Свен Нюквист. Безусловно, в них операторы шли за режиссером, но как бы они не покорялись, или наоборот подчинялись режиссерской воле, тем памятнее след неповторимой операторской личности в этих картинах. Например, операторское мастерство Грэга Толанда проявилось тогда, когда он только с Орсоном Уэллсом смог полностью раскрыть свой замысел в «Гражданине Кейне».
Уникальность профессии оператора заключается в том, что он создает мир настолько похожий на реальный, что зритель, как аквариумная рыбка, воспринимает его воду за океанскую. Мастерство и талант оператора и режиссера состоит в том, насколько дух времени, запечатанного в целлулоид, способен стать частью нашего пространства и личного времени, а также преобразовать его, расширить и расставить художественные и нравственные ориентиры и маяки.
Нет комментариев к теме
“История операторского мастерства”
Leave a comment